ТРАНСФОРМАЦІЯ ПОВЕДІНКОВИХ ФІНАНСІВ ВНАСЛІДОК ЗМІНИ МОДЕЛЕЙ ЕКОНОМІЧНОЇ ПОВЕДІНКИ

Немає доступних мініатюр
Дата
2020
Автори
Барабаш, Леся Віталіївна
Barabash, Lesia Vitaliivna
Barabash, Lesya Vitaliivna
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тома
Видавець
Видавництво ХНУ імені В.Н. Каразіна
Інструкція
Развитие экономики и ее колебания иногда приобретали катастрофические формы для государств и даже мирового сообщества, а отдельные неожиданные финансовые взлеты и непредсказуемые падения мощных корпораций всегда привлекали внимание не только практиков, но и ученых. И те, и другие искали причины указанных явлений, в первую очередь обращаясь к классическим финансам. Однако их объяснения не всегда выглядели убедительными, оставляя без внимания неуловимую сущность побудительного фактора. И именно настойчивость и сочетание противоположного способствовали возникновению поведенческих финансов, которые сосредоточили поиски на социальных и психологических аспектах явлений. Каждый период экономического развития ознаменовался рядом аутентичных прерогатив и целей, которые формировали поведение личности. Обобщение похожих по приоритетам и направлениям реализации действий индивидов легли в основу моделей экономического поведения. Изменение этих моделей была обусловлено не только научным и техническим прогрессом, но и ролью человека в обществе, его идентификацией как отдельного участника или участника коллективной среды, как составляющей целого. Переход от Homo economicus, целью функционирования которого было рациональное эгоистическое обогащение, к Homo creativus, который приобретает понимание собственной идентичности и потребности в совершенствовании и реализации способностей, приводит к появлению мнения о иррациональность природы экономического поведения личности. Дальнейшие изменения в социо-экономической среде привели к формированию поведенческой модели карьеристов, для которых денежные ресурсы выступают не целью к труду, а средством реализации эгоистического возвышения. Командная система сформировала модель поведения Homo soveticus, которая стерла границы личного ради коллективных целей, обусловив появление «коллективной ментальности». А утверждение демократического общества современности способствовало появлению моделей RREEMM (resourceful, restricted, evaluating, expecting, maximizing man) и Click, при которых индивид проявляет свои качества и достигает целей в условиях ограниченности ресурсов и информации, но с избыточным уверенностью в собственных силах и знаниях, а решение в большинстве случаев принимаются импульсивным нажатием кнопки
Опис
The development of economy and its fluctuations sometimes acquire disastrous forms for countries and even the world community; and individual unexpected financial ups and downs of powerful corporations always attract attention of practitioners as well as researchers. They both look for the reasons for these phenomena, primarily referring to classical finance. However, their explanations do not always look convincing; they ignore the elusive essence of their incentive factor. And it was perseverance and a combination of the opposite that contributed to the emergence of behavioral finance, which focused the search on the social and psychological aspects of phenomena. Each period of economic development was marked by a number of authentic prerogatives and goals that shaped the behavior of the individual. Generalization of individuals similar in priorities and directions of implementation of actions formed the basis of models of economic behavior. The change in these models was due not only to scientific and technical progress, but also to the role of person in society, their identification as a separate participant or a participant of the collective society, as a component of the whole. The transition from Homo economicus, whose purpose of operation was rational egoistic enrichment, to Homo creativus, who acquires the understanding of their own identity and the need to improve and realize abilities leads to the emergence of an opinion about the irrationality of the nature of the individual's economic behavior. Further changes in the socio-economic environment led to the formation of a behavioral model for social climbers, for whom monetary resources are not the goal for their work, but rather a means of realizing egoistic ascension. The command system formed the behavior model of Homo soveticus, which erased the boundaries of the personal for the sake of collective goals, causing the emergence of a «collective mentality». And the assertion of a democratic society of our time contributed to the emergence of RREEMM (resourceful, restricted, evaluating, expecting, maximizing man) and Click models, in which an individual shows his qualities and achieves goals in conditions of limited resources and information, but with excessive confidence in his own strengths and knowledge. and decisions in most cases are made by impulsive pressing of a button.
Ключові слова
моделі економічної поведінки, поведінкові фінанси, Homo economicus, Homo creativus, Click, модели экономического поведения, поведенческие финансы, models of economic behavior, behavioral finance
Бібліографічний опис
Барабаш Л.В. Трансформація поведінкових фінансів внаслідок зміни моделей економічної поведінки. ВІСНИК Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Серія «Економічна». Випуск 99. Видавництво ХНУ імені В.Н. Каразіна. 2020. С. 43–49